Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения

Федеральная таможенная служба

XIX – начало XX века

Таможенная политика России XIX- начала XX веков подтвердила прямую зависимость ее характера от решения государством социальных, политических и экономических задач в конкретный исторический период.

Более века таможенная служба находилась в ведении Министерства финансов. Таможенными сборами в России ведали с 1811 года Таможенное отделение Департамента Внешней торговли Министерства финансов, а с 1864 Департамент таможенных сборов Министерства финансов. К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральным из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны.

К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральным из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны.

При Департаменте числились члены Особого Присутствия по применению тарифа к товарам, состоявшего из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабанде. Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа. В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов, разделявшихся в зависимости от «прав, предоставленных сим учреждениям по привозу и очистке пошлинных товаров» на: главные складочные таможни; таможни первого класса; таможни второго класса; таможни третьего класса; таможенные заставы; переходные пункты.

Долговременные и краткосрочные политические и экономические задачи определяли преобладание того или иного направления таможенной политики в конкретный временной отрезок. Пополнение бюджета государства, поддержка отечественного производителя, борьба с контрабандой, укрепление национальной валюты, развитие торговли, защита внутренних и иностранных инвестиций, защита иностранной торговли – цели, в той или иной степени, определявшие необходимость разработки тарифов.

Таможенные тарифы 1816, 1819 и 1822 годов, неоднократно дополнявшегося в период проведения экономических реформ под руководством Министра финансов Е.Ф. Канкрина, а также 1891 и 1903 годов – итоги большой аналитической и практической работы по применению ставок пошлин для активизации внешней торговли.

К началу 1890-х годов в стране сформировалась разветвленная система таможенных платежей, различавшихся в зависимости от источника поступления: внешние пошлины (ввозные и отпускные) складочные и канцелярские сборы, сборы за наложение таможенных клейм (клеймильный сбор), за бандероли (обандероливание), штрафные деньги.

В истории российской таможни Высочайшее утверждение первого таможенного флага состоялось 2 сентября 1827 года. Его прообразом стал военный Андреевский флаг. Изменен был только цвет поля флага, вместо голубого, оно стало светло-зеленым. В 1871 году Таможенный флаг претерпел значительные изменения, он стал трехцветным с двумя кадуцеями на поле.

Форменная одежда для служащих Таможенно-Пограничной стражи была введена в 1827 году, а в 1834 году для таможенных чинов были утверждены мундиры гражданского ведомства, установленные для Министерства финансов. Изменение форменной одежды таможенных служащих с 1848 по 1911 годы осуществлялось неоднократно, однако самые кардинальные произошли в 1885, 1888 и 1905 годах.

Согласно «Росписанию формы одежды исполнительных чинов таможенного ведомства» от 4 декабря 1885 года впервые в форму одежды таможенных чинов в металлической арматуре для головных уборов введено изображение двух перекрещенных меркуриевых жезлов. Меркуриевы жезлы являлись элементом таможенной символики с 1885 по 1986 годы.

Издания по статистике внешней торговли с информацией о таможенных доходах государства, развитии торговли, деятельности Департамента таможенных сборов, иллюстрированные цветными картами, схемами и диаграммами, были рассчитаны как на специалистов, так и на широкий круг читателей.

В 1870 годы начинают создаваться лаборатории Департамента неокладных питей Министерства финансов, проводившие экспертизу отпускных и привозных товаров. В 1873 году утверждено Положение о Балтийской таможенной крейсерской флотилии.

Первая мировая война (1914-1918 годы) негативно сказалась на таможенном деле России. Деятельность большинства таможен на западной границе была приостановлена. Многие из таможен закрылись на длительный срок.

После событий Февральской революции в сентябре 1917 года был проведен первый Всероссийский съезд таможенных служащих России, на котором были приняты Декларация, Устав и создан ЦК Всероссийского союза таможенных служащих.

В целом, период XIX- начало XX веков в истории российской таможни характеризуются поиском оптимального для развития экономики России механизма тарифного регулирования, включившего в себя и фритредерство, и протекционизм, и умеренный протекционизм.