Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения

Федеральная таможенная служба

1917 – 1945 годы

Структурные изменения таможенного ведомства в годы советской власти были связаны с поиском наиболее оптимальной для советского государства системы управления внешней и внутренней торговли. На протяжении более чем семи десятилетий советские таможенные учреждения действовали как: Главное управление таможенного контроля Народного Комиссариата торговли и промышленности (НКТиП, 1918-1920), Главное Управление таможенного контроля НКВТ (1920-1922), Главное таможенное управление Народного Комиссариата Внешней торговли СССР (НКВТ СССР, 1922-1946), Главное таможенное управление Министерства внешней торговли (МВТ СССР,1946-1986), Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК СССР, 1986-1991), Таможенный Комитет СССР (ТК СССР, 1991-1992).

Начало деятельности советской таможенной службы основано на сложившейся дореволюционной системе таможенных учреждений под руководством Департамента таможенных сборов Министерства финансов с традиционными направлениями деятельности: развитием таможенного и тарифного законодательства, тарифным регулированием, статистикой внешней торговли, борьбой с контрабандой, развитием таможенной инфраструктуры, развитием символики и геральдики, тыловым и социальным обеспечением.

С принятием Декрета Совета Народных Комиссаров «О национализации внешней торговли» (1918) изменилось сущностное отношение государства к внешней торговле. Обложение перевозимых через границу товаров таможенной пошлиной и другими сборами было передано в исключительное ведение центральной государственной власти. Одновременно управление всеми таможенными учреждениями вверялось Наркомату финансов. Таможни в своей работе объявлялись независимыми от местных властей, которые получали право ограниченного надзора за ними без вмешательства в административную и распорядительную деятельность. При этом местные Советы наделялись правом назначения при таможнях комиссаров, осуществляющих общий надзор за их работой. Все эти положения были закреплены в декрете Совнаркома «О разграничении прав центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений» от 29 мая 1918 года. Фактически декрет стал правовой основой формирования советских таможенных учреждений.

В июне 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля Народного Комиссариата торговли и промышленности. С 8 мая 1920 года управление таможенным делом перешло в ведение Главного Управления таможенного контроля НКВТ. Закреплялось новое содержание деятельности советской таможни. Ввиду реализации идеи о государственной монополии внешней торговли таможенный контроль становился ее вспомогательным инструментом. Внешнеторговый оборот оставался нерегулярным и незначительным.

Первые советские таможенные тарифы по европейской и азиатской торговле были приняты в 1922 году. В их основу был положен довоенный русский таможенный тариф. В 1924 году был принят второй советский таможенный тариф, предусматривавший льготный режим для промышленного сырья, полуфабрикатов, оборудования и товаров, необходимых для интенсивного развития сельского хозяйства. В соответствии с задачами и функциями таможенных учреждений в условиях перехода к НЭПу началось формирование многоступенчатой системы управления таможенным делом. В феврале 1922 года при Совнаркоме РСФСР был учрежден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), наделенный полномочиями разработки вопросов таможенно-тарифного регулирования. В феврале 1927 года в интересах развития отечественных промышленности и сельского хозяйства был принят новый тариф, более либеральный, чем тариф 1924 года.

Первый Таможенный устав СССР 1924 года закрепил структуру таможенной службы: Наркомат внешней торговли (НКВТ), Главное таможенное управление (ГТУ); уполномоченные НКВТ при Совнаркомах союзных республик; районные таможенные инспекторские управления; таможни и таможенные посты. В Таможенном кодексе СССР 1928 года фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли определялся как основная, современная и перспективная цель. Исторически традиционной целью таможенной деятельности устанавливалось взимание таможенных сборов. В качестве дополнительной цели ставилось совершенствование других таможенных операций.

На рубеже 1920-1930-х годов углубилась тенденция к повороту от экономической к командно-административной модели управления всеми сферами общественной жизни. Так, в тарифе 1930 года по сравнению с тарифом 1927 года проведено резкое сокращение товарной номенклатуры, число статей уменьшилось вдвое. Осуществлялся переход на метод ценовых пошлин. Пошлины стали взиматься в виде определенного процента с фиксированной государственной цены товара.

Наметившаяся тенденция снижения роли таможенного дела во внешнем обороте окончательно закрепилась в 1930-е годы. Произошло регламентирование ускоренного пропуска через границу грузов обобществленного сектора и порядок централизованного осуществления расчетов по таможенным пошлинам за эти грузы. Ликвидировались таможенные склады для временного хранения экспортных и импортных грузов. Уменьшилась численность таможенных служащих. Система управления таможенным делом последовательно упрощалась. Сложившаяся к концу 1930-х годов структура таможенных органов с незначительными изменениями просуществовала до середины 1980-х годов.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов основные функции, задачи, направления и формы деятельности советских таможенных органов определялись таможенной политикой СССР, которая, с одной стороны, руководствовалась задачами внешней торговли в условиях борьбы с фашистской Германией и ее союзниками, а с другой, настоятельной потребностью развития внутреннего производства в целях сохранения и укрепления экономики государства.

С началом войны в ряды Красной Армии, ополчение, партизанское движение ушло 90% всего личного состава таможенных органов. К началу 1945 года в таможнях СССР трудились чуть более тысячи человек.

Основные функции таможенной деятельности в 1941-1945 годах – контрольная и фискальная – реализовывались через:
- контроль над пропуском грузов в страну из Англии, Канады, США и других союзных и нейтральных стран, а также по линии Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, Всесоюзного общества культурных связей с заграницей и других организаций;
- контроль над выпуском и пропуском грузов, транспортных средств, пассажиров из СССР и в СССР;
- борьбу с контрабандой и убытками во внешней торговле;
- тарификацию грузов и взимание таможенных пошлин.

Основными формами таможенного контроля, применявшимися в целях выявления всех ненормальностей и дефектов, влекущих потери во внешнеторговых операциях, установления данных, необходимых для исчисления причитающихся за грузы таможенных сборов, получения всех сведений для таможенной статистики, в военное время являлись: проверка документов и сведений; устный опрос; таможенное наблюдение; таможенный досмотр; таможенный осмотр; проверка идентификации товара; учет товаров, находящихся под таможенным контролем, ведение отчетной документации.

Маршрутами основных товаропотоков военного времени стали: Северный (Архангельск, Молотовск, Мурманск), Тихоокеанский (дальневосточные порты и Чукотка) и Иранский (через Закавказье и на Каспий). Поступавшие в СССР благотворительные грузы пропускались с 1943 года беспошлинно. Грузы по ленд-лизу облагались умеренной пошлиной. Труд таможенников в годы войны поистине поражает, поскольку 1096 человек во всех таможнях и таможенных постах страны провели досмотр и таможенное оформление 17 500 тыс. тонн совокупного количества грузов, прибывших по ленд-лизу в СССР отправок, на сумму свыше 10 млрд. 801 млн. долларов. Таможенники обработали грузов по ответному ленд-лизу на 2 млн. 139 тыс. долларов. Общий объем экспортно-импортных внешнеторговых операций за 1941-1945 годы составил 1818, 8 млн. рублей. За мужество и стойкость, проявленные в годы Великой Отечественной войны при приеме грузов с иностранных судов, его охране и способствовании быстрейшему продвижению фронта, таможенники награждались медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Особо отличившимся коллективам вручались переходящие Красные Знамена ГТУ НКВТ СССР.